12.2.12

Восемь часов одиночества… (результаты эксперимента)


"Cовременных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего же  внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся"... Такова была рабочая гипотеза  Мурашовой Е. опираясь на которую она провела небольшое, но довольно любопытное исследование.
По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.
Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях. Строго на следующий день после эксперимента они должны были прийти  и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В  эксперименте Мурашовой участвовали в основном подростки.  Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.  В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.  Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».  У 20 девочек и 7 мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове. Почти все испытывали беспокойство, страх,  который у 5-х дошёл практически до остроты «панической атаки». У троих возникли суицидальные мысли.  Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только 10 человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества. Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла  дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние.

Что делали подростки во время эксперимента?
·                   готовили еду, ели;
·                   читали или пытались читать,
·                   делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
·                   смотрели в окно или шатались по квартире;
·                   вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);
·                   складывали головоломки или конструктор «Лего»;
·                   рисовали или пытались рисовать;
·                   мылись;
·                   убирались в комнате или квартире;
·                   играли с собакой или кошкой;
·                   занимались на тренажерах или делали гимнастику;
·                   записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
·                   играли на гитаре, пианино (один — на флейте);
·                   трое писали стихи или прозу;
·                   один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
·                   одна девочка вышивала по канве;
·                   один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;
·                   один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
·                   одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;
·                   одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но, ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.
Позже 63 подростка признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания: «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д.
Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. 
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов собирал модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын знакомых Мурашовой — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

«Получив такие результаты, - как отмечает сама экспериментатор, -  я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился». 

Так что же получается, уважаемые  читатели, мы взращиваем тех, кто боится сам себя? А может мы и  сами такие?



Комментариев нет: