ТРУДНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА:
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.
Мы попробуем разобраться, что же представляет собой такой феномен подросткового возраста, как демонстративное поведение. Демонстративный (от лат. demonstrativus — указательный) — наглядный, вызывающий, нарочито подчеркнутый. В самом общем смысле, понятие объединяет весьма различные поведенческие проявления, направленные на привлечение внимания зрителей. Следует заметить, что демонстративность в той или иной степени свойственна многим и не всегда зависит от возраста. Кроме того, стремление привлечь к себе внимание всесторонне эксплуатируется социумом. На желании выглядеть эффектно, броско, привлекательно базируется вся индустрия косметики и моды. Умение обратить на себя внимание— обязательное условие успешной карьеры во многих профессиях: актер, политик, спортсмен. Желание выделиться из толпы, быть замеченным, не пропасть в безвестности —один из важнейших стимулов для развития личности и достижения успеха. Это положительная сторона демонстративного поведения.
Мы же остановимся на негативных проявлениях, которые создают дискомфорт и для самого подростка и для его окружения.
Главными чертами демонстративного подростка являются беспредельный эгоцентризм и ненасытная жажда внимания к своей особе. Причем любые проявления интереса, как позитивные так и негативные. Это может быть восхищение, удивление, почитание, сочувствие, а также негодование или ненависть окружающих. Все, что угодно, только не безразличие и равнодушие, только не перспектива остаться незамеченным.
Желания выделиться реализуется в нескольких направлениях, которые могут перетекать из одного в другое или же не меняться, если результат удовлетворяет подростка. Первое — это действия, направленные на получение симпатии, уважения, восхищения своей персоной. Оно может остаться неизменным, если попадает на благодатную почву в школе и дома. В этом случае подросток старается выделиться за счет успехов в учебе, спорте или участия в каком-то кружке. Нужно также сказать, что успеваемость в таком случае может быть избирательной: выше по предметам, где с учителем устанавливаются индивидуальные отношения, обеспечивающие подростку особое внимание, и наоборот, масса проблем, вплоть до полной неуспеваемости там, где с преподавателем не удалось наладить желаемые отношения. Причем свои учебные неудачи подросток будет объяснять всегда внешними обстоятельствами.
Второе — действия, направленные на получение сочувствия и сострадания от окружающих. Для этого могут использоваться очень разные приемы — от рассказов о своих несчастьях (причем несчастья, точнее виновные, в них меняются в зависимости от слушателя: для учителя причиной невыполнения заданий выбираются родители, родителям плохие оценки объясняются террором учителя и т.д.) до симулятивных истерик, обмороков и даже ухода в болезнь. Хочу сразу сказать, что подростка, использующего такой способ привлечения внимания, нельзя назвать симулянтом, потому что истерики, обмороки и болезни самые настоящие. Проиллюстрирую этот вариант примером их практики. Представим семью, где есть родители и двое детей — мальчик и девочка. Мальчик старше, плохо учится в школе, прогуливает, обманывает родителей. Девочка почти отличница, занимается танцами, пишет стихи. Между родителями плохие отношения, они часто ссорятся на глазах у детей. Внимание матери в этой семье равно сконцентрировано на сыне, поскольку он доставляет проблемы своим поведением,и на муже, с которым она не может найти общий язык. Легко понять, что девочке в такой ситуации почти ничего не остается, на нее не хватает ни времени, ни сил, к тому же с ней и так все в порядке. Но девочке внимание родителей, особенно матери, просто необходимо. В какой-то момент она тяжело заболевает, и, о чудо, во время болезни все внимание семьи достается ей. Потом девочка выздоравливает, и все возвращается в привычную колею: мать разрывается между сыном и мужем, а дочь снова остается одна. Но девочка помнит, как было хорошо во время болезни (все переживали за нее, ухаживали, делали, что она захочет), и заболевает снова. Все повторяется: пока болеет — она становится центром семьи, как только выздоравливает — перемещается на второй план. По прошествии времени у девочки вырабатывается система реакции: чтобы получить внимание, нужно заболеть. И болеть она начинает регулярно. В психологии такое явление называется психосоматикой, когда возникновение болезни обусловлено психологическими факторами, а не состоянием организма.
Третье направление — использование негатива для привлечения к себе внимания. В поведении подростка наблюдаются бравада, паясничанье, хамство, грубость, нарушения дисциплины и другие отклонения поведения, подросток переходит в оппозицию к социуму. На мой взгляд, самое опасное в этом направлении — демонстративные побеги и суицидальное поведение.
По некоторым данным, 20% всех побегов — демонстративные. Основная их отличительная черта — подросток убегает недалеко от дома или туда, где надеется быть увиденным, пойманным и возвращенным. Убегая, он ведет себя так, чтобы обратить внимание окружающих. Причина — все то же стремление привлечь к себе особое расположение близких или вернуть их внимание, утраченное в силу каких-то обстоятельств (например, появление в доме отчима, рождение еще одного ребенка и т.д.). Иногда причиной побегов может быть желание подростка получить преимущества или определенные блага, особенно тех, которые возвысят его в глазах сверстников.
Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Опять же есть данные, согласно которым, лишь 10% подростков имеют истинное желание покончить с собой, а в 90% случаев это крик о помощи, попытка «маякнуть» взрослым о своих проблемах. Неслучайно большинство таких попыток совершается дома, в дневное или вечерние время, нередко в присутствии кого-то из близких, с расчетом на то, что вовремя спасут. Все действия проводятся с целью привлечь или вернуть утраченное внимание к себе, разжалобить, вызвать сочувствие, избежать грозящих неприятностей, или чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих. Место демонстрации обычно свидетельствует, кому она адресована: дома —родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов и т.д.
Следует учитывать, что демонстративные по замыслу действия могут иметь роковые последствия из-за неосторожности, неправильного расчета или других случайностей. Кроме того, именно в подростковом возрасте трудно дифференцировать истинные покушения и демонстративные действия. Поэтому необходимо обратиться к специалисту сразу же, даже если угрозы суицида звучат только в высказываниях.
В заключении хочу сказать, что на демонстративное поведение обычно начинают обращать внимание только тогда, когда оно приобретает негативные тенденции, становится деструктивным, антисоциальным или саморазрушающим (суицидальным). На самом же деле, даже если проявления демонстративности носят сугубо позитивный характер, в основе такого поведения лежат серьезные психологические проблемы, от которых не стоит легкомысленно отмахиваться, дескать, все переросли — и ребенок перерастет. Все мы, безусловно, перерастаем — кто-то в успешного и яркого человека, а кто-то в нытика и истероида. Так что, задумайтесь, каким вы хотите видеть своего ребенка в будущем.
Обращение к психологу
Чаще всего родители приводят подростка к психологу, когда его поведение становится хронически девиантным (отклоняющемся от нормы). Девиации могут варьироваться от снижения успеваемости, прогула занятий, до драк, воровства, побегов. В общем тогда, когда ситуация становится слишком критической для самих родителей. Критической, потому, что каждому родителю хочется гордиться своим отпрыском, «хороший» ребенок, это своеобразное подтверждение «хорошести» родителей, знак качества их воспитательских и человеческих талантов.А тут вдруг ребенок оказывается «плохим» и родителям необходимо признать, что они к этому причёсаны, а это вызывает сильный внутренний конфликт. Вот тут и возникает потребность в психологе, на которого возлагается высокая миссия переделки «этого ужасного создания» в «нашего чудного мальчика» или «замечательную девочку». Родители ожидают, что психолог вернет им хорошего, правильного ребенка, и как следствие они снова мысленно вернут себе все кубки и подтвердят статус «лучший родитель года».
Это один из самых распространенных мифов о работе психолога. На самом деле все дети, малыши и подростки - части семейной системы, они живут и функционируют в ее пределах и подчиняются всем законам. Если в семейной системе что-то нарушено, то дискомфорт испытывают все члены. Просто в детях этот дискомфорт проявляется сильнее и ярче, так они в силу малолетства не умеют носить маски, как это делают взрослые.
Систему можно восстановить, однако для этого понадобиться усилия всех участников. Поэтому и существует семейные психологические консультации и семейная терапия. Так что приходя к психологу с просьбой «исправить» ребенка, будьте готовы к тому, что «исправления» понадобятся и вам.
Тем же, кто пока не готов активно работать над собой и своей семьей, но заинтересовался темой данной статьи и вообще хочет узнать больше о моделях семейных систем, о том как они формируются и как живут хочу порекомендовать книгу Робина Скиннера и Джона Клииза «Семья и как в ней уцелеть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий