11.7.12

Правильные летние каникулы

Пожалуй, нет более счастливого времени для школьников, чем летние каникулы. Дети с нетерпением ждут их начала, и взрослые не должны оттягивать этот счастливый момент.
Любой живой организм нуждается в отдыхе.  За долгий учебный год ребенок «перегревается», словно старый ламповый телевизор.  Да, есть в мире техники такие вещи, которые способны работать практически без перерывов. Но иногда
и приборам, и машинам требуется остановка на профилактику, а что уж говорить о таком сложном «механизме», как человеческий организм.
За долгие месяцы учебы у ребенка особенно устает мозг, которому приходится то решать сложные задачки, то запоминать формулы и стихотворения. А ведь кроме интеллектуального напряжения неизбежно и напряжение нервное, и, конечно, не исключена просто физическая усталость. Хотя, как правило, если устал мозг, то мышцы, наоборот, требуют движения и готовы к разнообразным нагрузкам. Поэтому и напрашивается вывод: отдых для любого человека, в том числе и для маленького – это, прежде всего, полная перемена рода деятельности. Необходимо, чтобы однообразное течение жизни время от времени сменялось новыми впечатлениями и эмоциями, всплесками кипучей энергии.
Приобретение знаний, овладение навыками – та же работа, часто потруднее отдельных профессиональных занятий.
 Поэтому на время лета никаких исправлений четвертных и годовых двоек – ведь не это главное в жизни! Не так ли,  уважаемые родители! Никаких переэкзаменовок – что получил, то получил. И – избави Боже! – никаких репетиторов! Пусть они останутся лишь для тех, кто собрался поступать в академии и университеты, а более «мелкие» члены нашего общества должны летом прежде всего хорошо отдохнуть. Каникулы являются для школьников настоящим подарком, и какими бы отличниками учебы дети ни были, летом им хочется вернуться в привычную для всякого живого существа обстановку...

То есть быть поближе к природе.
Кто-то едет с родителями к теплому морю, кто-то в детский лагерь, кто-то отправляется на дачу. Чем разнообразнее и активнее будет летний отдых школьников, тем легче им будет учиться в следующем году.
Переселяясь поближе к лесу, речке, лугам и полям, человек отдыхает от напряженной и часто унылой городской жизни, его мозг и нервы успокаиваются. Сочетание зеленого и голубого цветов действует умиротворяюще, способствует укреплению нервной системы. Изумрудная полоска леса на горизонте, аквамариновая ленточка реки, синь небес – стоит глазу зацепиться за что-то подобное, как в мозг бегут расслабляющие сигналы. Но не пассивный отдых необходим ребенку.
 
Активность
Огромная и еще не до конца познанная энергия бьет ключом в каждом ребенке и постоянно ищет выхода. Бежать – так уж мчаться сломя голову, прыгать – так уж с самого высокого речного берега. Только очень старый человек мог придумать пословицу: «Тише едешь – дальше будешь». Откуда в ребенке эта страсть к быстрой езде, полету, высоте? Он готов весь день гонять на велосипеде, плавать на самодельном плоту в ближайшем пруду, качаться на качелях. Не успеет бабушка оглянуться, а он уже сделал из старого зонта парашют и прыгает с обрыва. Не нужно ограничивать ребенка в выборе средств полного освобождения от школьных нагрузок. Но, несомненно, при этом не следует забывать и об элементарных правилах техники безопасности.
Чтобы активный отдых был веселее и содержательнее, ребенку необходима своя детская компания. Конечно, есть дети, которые с малых лет предпочитают одиночество и тишину. Они могут часами заниматься сами с собой, играя, бормотать о чем-то, смеяться или сердиться на кого-то, читать книжки, рисовать. Отдых только в том случае принесет пользу, если он не навязывается насильно. Если ребенок не любит шумных компаний, то ему и не надо их предлагать. Как правило, он сам определяет, каким образом снимать накопившееся за зиму напряжение. Но все-таки таких «маленьких философов», предпочитающих веселым и непоседливым друзьям книгу или альбом с карандашами, немного. И если ваш ребенок тянется к другим детям, не останавливайте его даже при условии, что друзья ребенка не всегда вам нравятся.

Солнце, воздух и вода...
Летние каникулы, проведенные на даче, создают возможность для пребывания на свежем воздухе буквально 24 часа в сутки. Благотворное влияние солнца, свежего ветра, ароматов хвойных деревьев, запаха донника или горячей смолы дадут большой оздоровительный эффект. Но ничто не сравнится по пользе и удовольствию с водными процедурами. Культ воды существовал с древности у всех народов. Еще алхимики утверждали, что вода – самое совершенное вещество. Современные ученые подтверждают это. Успокоительное воздействие звуков журчащей, текущей воды общеизвестно, как общеизвестно и ее расслабляющее и одновременно закаливающее действие, особенно на детские организмы. Не стоит говорить и о том, что каждому ребенку совсем не во вред элементарно научиться плавать, чего так легко и дешево можно достичь летом на речке, под присмотром бдительного взрослого, в компании ровесников.
Но плавание – еще и тот вид спорта, который тесно связан с работой полушарий головного мозга. Плавание кролем, брассом, да и просто «по-собачьи» способствует отработке навыка переключения, то есть задействования попеременно то правого, то левого полушария и их отдельных зон. Умение переключаться необходимо каждому школьнику. Тогда после урока физкультуры он легко справится с контрольной по математике, а после нее получит пятерку по истории или по географии. Да и выполнение различных заданий на уроках русского языка не вызовет особенных сложностей. Плавание одинаково полезно и для гиперактивных детей, не способных и трех минут посидеть спокойно, и для детей вялых, малоподвижных. Активных эта процедура расслабляет, а вот не слишком шустрых, медлительных тонизирует.

А если  за окошком дождь?
 Спортивная площадка утопает в грязи, на улице сыро и неуютно, а иногда и холодно (ведь как сказал поэт: «Наше северное лето – карикатура южных зим»), на речном берегу тоже делать в такую погоду нечего. И все же не телевизор должен стать спасителем от детской скуки. Из-за чрезмерного увлечения телевизором дети и так стали реже выходить на улицу, меньше или даже совсем не бывать на природе. Их представлениям о жизни и людях порой не хватает той же объемности и полноты, что и изображению на экране. На случай непогоды лучше всего запастись парой-тройкой интересных, красочно оформленных детских книг. Совсем не обязательно, чтобы они непременно были в школьном списке для летнего чтения. Путешествия, приключения, рассказы о животных, сказки, фантастика – вам лучше знать пристрастия своего чада. А может быть, как раз за эти каникулы пристрастия и определятся? Младшему школьнику можно и вслух почитать, а он пусть затем порисует или расскажет вам, каким он увидел героя. Цветные карандаши, фломастеры, краски так же необходимы на даче, как и свежие фрукты и овощи. Рисование прекрасно развивает фантазию, тренирует руку для письма, а использование ярких, но не кричащих красок – еще и своеобразная цветотерапия.
В конце летнего сезона можно устроить выставку рисунков, пригласить на чай дачных друзей, посмотреть фотографии, сделанные в лесу, на речке, на футбольном поле. Все это в долгие зимние вечера будет напоминать вам и вашему ребенку о чудесных летних каникулах, которые принесли много радости, пользы и пятерок в школьном дневнике.

Отдых и сон – понятия, конечно, близкие, но все-таки весь отдых сном не ограничивается. Постарайтесь организовать летний режим дня так, чтобы он не сильно отличался от зимнего. Если на каникулах ребенок будет до двух часов ночи «шарахаться» по улице, а потом спать до обеда, он вряд ли полноценно отдохнет. «Сонный» мозг – главный тормоз в познавательном процессе, который не прекращается и летом.

Чтение
Летом можно забыть обо всех школьных предметах, однако навык чтения должен совершенствоваться постоянно. Но только не заставляйте ребенка читать, не напоминайте ему ежедневно о длиннющем списке, данном учительницей. Ненавязчиво и незаметно подталкивайте его к книге. Проявляйте в этом деле выдумку и изобретательность. И если вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил книгу так, как ее любите вы, не жалейте времени и сил.

Лес
Гуляя по летнему лесу, вдыхая запахи сосны и ели, помните, что хвойные ароматы прекрасно расслабляют мышцы и активизируют работу мозга. Когда вам захочется присесть, а то и прилечь на травке в сосновом бору, помечтайте вместе с вашим малышом, сочините сказку, стишок. В конце летних каникул сможете издать «Сборник хвойных сочинений».
Лето – время активной жизни птиц, зверей и насекомых. Зимой ребенок может общаться с домашними питомцами, но на каникулах перед ним открывается мир природы дикой. Понаблюдайте за жизнью муравейника, за полетом стрекозы, послушайте голоса птиц, соберите коллекцию птичьих перышек, попробуйте разглядеть в густой кроне белку. Созерцательность, любование природой разовьют внимание и укрепят память. Недаром мудрые японцы именно этому обучают своих детей в школах.

Поездки
Если ваше чадо уже перешагнуло начальные классы, не ограничивайте его каникулы только дачей, как бы хороша она ни была. Каникулы – время путешествий и открытий. Совсем не обязательно ехать на Канары или в Египет. Трехдневная поездка в Санкт-Петербург или в Ярославль или в другие близ лежащие города сблизит вас с ребенком, обогатит его кругозор, даст «информацию к размышлению». Чем старше ребенок, тем более необходимы ему такие экскурсии и поездки.

Но всё когда-нибудь кончается…
25 августа – крайний срок возвращения ребенка в его «зимнюю квартиру». За 5–7 дней до 1 сентября он должен смириться с мыслью, что впереди – новый учебный год, что нужно переходить на рабочий режим дня, постепенно входя в ритм школьной жизни. Если каникулы были интересны и насыщенны, то школьнику самому захочется рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам и любимой учительнице. И тогда он будет с нетерпением и восторгом ждать очередного 1 сентября.

Комментариев нет: