Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».
Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу, обсуждение проблемы на родительском собрании. Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?
Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования был проведен опрос 42 студентов 4 курса химического факультета МПГУ. Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно – исследователь не хотел ограничивать высказывания бывших школьников жесткими рамками и накопить, насколько это возможно, как можно больше информации различного характера. Используемый в теме работы термин «моя школа» предоставлял респондентам возможность самостоятельного выбора объекта анализа и оценки состояния проблемы (в школе, которую они сами заканчивали; в той, где проходили практику; в образовательном учреждении, куда отдельные студенты уже устроились на работу).
Как показало изучение работ студентов, большинство выбрали для оценки первый вариант (24 человека), 5 человек – школу, где проходили практику и 13 человек анализировали собственную педагогическую деятельность с позиций проблемы дисциплины в школе. Большинство школ, которые указали студенты, находятся в Москве и Московской области (28 работ).
Исследователь, определив, таким образом, тему работы, тем не менее, попросил респондентов отразить, главным образом, следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.
Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.
- 1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 38 работах);
- 2 местo – хождение по классу во время урока (указали 7 человек);
- 3 место - прогулы уроков (4 человека).
Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:
- драки;
- порча школьного имущества и оборудования;
- уничтожение школьной документации;
- опоздания на уроки.
Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них:
- прослушивание музыкальных записей с помощью плейера,
- обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как:
- словесное оскорбление учителя (2 человека);
- игнорирование его вопросов (1 человек);
- «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога (2 человека),
- наклеивание ему на спину оскорбительных записок (1 человек). Вместе с такими поступками, как:
- появление на уроке в пьяном виде (1 человек),
- игра в карты на последних партах (1 человек) данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.
Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.
Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).
Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью.
Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».
Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года. Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы.
Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи? Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.
Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.
Какие же приёмы и методы решения проблем школьной дисциплины используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (15 человек). Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п. – 4 случая). По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеивания (3 человека). Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.
При этом следует отметить, что большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п. - 17 человек). Респонденты также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).
При анализе работ студентов поражает многообразие применяемых педагогами «репрессивных» методов поддержания дисциплины. Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий